Представительство в налоговых органах — услуга, востребованная как юридическими, так и физическими лицами. У любого налогоплательщика может возникнуть необходимость обращения в налоговые органы, но сделать это самостоятельно зачастую сложно. Простой гражданин чаще всего бывает плохо информирован о порядке взаимодействия с ними, о своих правах и возможностях, а юридические лица могут столкнуться с препятствиями организационного и правового характера.
Законодательство Российской Федерации разрешает налогоплательщику участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя, при этом одно не отменяет другого: при необходимости можно делегировать часть необходимых процедур представителю, а оставшиеся осуществлять самостоятельно. Закон также не накладывает ограничений на число представителей одного физического или юридического лица.
Налоговое представительство, согласно официальному определению, делится на два вида:
- Уполномоченное, когда представитель действует от имени налогоплательщика на основании доверенности. В этом случае в качестве доверителей чаще всего выступают физические лица.
- Представительство в налоговых органах на основании закона, когда физическое или юридическое лицо представляет организацию на основании учредительных документов или гражданина — на основе действующего законодательства. Так, лица, считающиеся в соответствии с Гражданским кодексом законными представителями интересов другого лица (родители, опекуны, попечители и пр.) могут стать его представителями в налоговых органах.
Доверенность на налоговое представительство — нотариально заверенный документ, определяющий и закрепляющий полномочия представителя. В зависимости от широты полномочий доверенности подразделяются на:
- разовые, выданные для осуществления однократного действия;
- специальные, предусматривающие совершение однотипных действий;
- генеральные, дающие представителю полномочия для совершения большого объема действий различного характера.
Доверенность на представительство в налоговых органах оформляется согласно ст. 185 ГК РФ. В документе обязательно указывается срок его действия, который не может превышать трех лет. Доверенность без указания срока действительна в течение года; при отсутствии даты выдачи документ считается ничтожным и не имеет юридической силы.
Налогоплательщик, выдавший доверенность, может отменить ее до истечения срока действия, в обязательном порядке уведомив об этом представителя и налоговый орган. Будьте внимательны: в случае, если налоговый орган не уведомлен должным образом о прекращении действия доверенности, то за нарушения, совершенные уполномоченным представителем уже после ее отмены, ответственность несет сам налогоплательщик.
Закон устанавливает ограничения на возможность налогового представительства: оно не может осуществляться должностными лицами налоговых органов, таможенных служб, налоговой полиции, а также судьями, прокурорами и следователями. Также к налоговому представительству не допускаются граждане, признанные недееспособными.
На практике услугу представительства чаще всего оказывает специально подготовленный юрист: это позволяет не только правильно оформить взаимодействие с налоговыми органами, но и избежать возможных проблем.
Юриста, представляющего интересы налогоплательщика, часто называют налоговым адвокатом: он незаменим при возникновении разного рода трений между своим клиентом и налоговыми органами. В его компетенцию входят, например:
- Сопровождение выездных и камеральных проверок: подготовка документации и контроль за законностью действий проверяющих.
- Подача письменных жалоб на действия налоговых органов в вышестоящую инстанцию.
- Разрешение в досудебном порядке разногласий между налогоплательщиком и контролирующим органом.
- Защита интересов клиента в суде: оспаривание решений налоговых органов, наложения каких-либо санкций и взысканий и многое другое.
- Подача апелляции в суд высшей инстанции.
Таким образом, налоговый адвокат не только решает задачи текущего взаимодействия с налоговой службой, но и оказывает помощь в случае судебного разбирательства.